МОБУ СОШ №1 с.Малояз Нашей школе 70 лет!
Понедельник, 20.05.2024, 18:50
Категории раздела
Статьи [146]
Наш опрос
Ваш любимый предмет в школе?
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи

Как правильно подготовится к экзамену(советы психолога)
Как правильно подготовится к экзамену(советы психолога)


В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит - ни психологи, ни психотерапевты. Вместе с тем, соответствующие психотехнические навыки очень полезны: они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т. п. Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно абсолютно всем школьникам старших классов. Как правило, соответствующая работа психолога не только не вызывает сопротивления, но и приветствуется большинством учащихся. Конечно, основную ее часть следует проводить не прямо накануне выпускных экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов, при написании контрольных и в других случаях, не столь эмоционально напряженных, как собственно выпускные экзамены. Однако отдельные полезные советы психолог может дать накануне или даже непосредственно перед экзаменационным испытанием. Школьный психолог, психоаналитик может составить памятку для учащихся, выбрав какие-то из нижеследующих советов и, возможно, переформулировав по своему усмотрению в зависимости от того, кому именно она будет адресована (девятиклассникам или одиннадцатиклассникам, учащимся гимназии или ПТУ, девушкам или юношам). Эти советы, консультация и помощь психолога, психотерапевта, могут быть также использованы для "устной", ситуативной поддержки школьника непосредственно перед экзаменом, для проведения каких-то групповых занятий, в процессе консультирования.

Подготовка к экзаменам

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "Немного позанимаюсь", а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, "нет настроения". В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении "про себя", смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу - любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь "про себя" отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти - речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что - только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, не спешите впадать в депрессию, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: "Ой, мамочки, я ничего не знаю" или "Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить", а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому, отбросьте в сторону свой стресс и концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) - в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена, обязательно "проиграйте" мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но - внимание! - сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не "зацикливайтесь" на них.

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать - этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом - на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только "выдают" состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, "страшными мыслями" и фобиями: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена: страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого "предстартового" волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый "доведением до абсурда". Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха, обычно приводит к парадоксальной реакции: вместо того, чтобы впасть в невроз и оказаться вместо экзамена на психологической консультации - человек приходит к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.










ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ


Итак, вы пришли на экзамен.

Когда зайти в аудиторию - решайте сами. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить "отлично", задают меньше дополнительных вопросов. В это время легче отвечать - при существенных пробелах в знании предмета. Но и оценки к концу дня, как правило, ниже. Дело в том, что здесь часто срабатывает преподавательский стереотип - "сильные" идут первыми".

Я знаю много примеров, когда абитуриент, всем своим видом демонстрируя, что он отличник, шёл в первой пятёрке - и получал "отлично", его знания были намного скромнее. Поэтому, если вы чувствуете, что знаете чуть больше, чем на "четыре", идите в первой пятёрке и получайте свои пять баллов.

И, наконец, самый крайний вариант - идти отвечать последним. Обычно его используют те, кому нужна тройка. Этот вариант даёт возможность остаться один на один с экзаменатором и сообщить ему дополнительную информацию о себе (трудности в подготовке, большая любовь к предмету, тяжелое детство и т.д.). Однако, если вам не нужна тройка, ни в коем случае не идите последним! Срабатывает упомянутый стереотип - и вы получите оценку ниже своих возможностей.

Конечно, не всем попадается экзаменатор, твёрдо уверенный, что последний абитуриент - "двоечник". НО мне известно немало таких случаев. Вот один из них:

Абитуриент, поступающий в университет, твёрдо решил идти отвечать последним. Он очень боялся экзамена, хотя имел знания, значительно превышающие уровень, необходимый для тройки. Товарищи его, знавшие предмет гораздо скромнее, пошли в середине группы - и получили свои тройки и четвёрки. Он зашёл последним и не выходил из аудитории полтора часа. О том, что там происходило, ожидавшие его друзья делали самые различные предположения, начиная от партии в шахматы и заканчивая утверждением, что "они там заснули". Наконец абитуриент вышел - и вид его был красноречивей любой оценки. Оказывается, преподаватель был твёрдо убеждён, что последним идёт сдавать экзамен самый закоренелый двоечник. Он полтора часа доказывал это нашему герою. И доказал:

Идти отвечать в конце группы нежелательно ещё и потому, что долгое многочасовое ожидание утомит вас. В группах, ожидающих сдачи экзамена, постоянно поддерживается напряженность, которая нередко разряжается в виде острых и юмористических замечаний, в том числе и в ваш адрес. Чем больше вы будете ждать, тем больше тратите энергии на разрядку.

Оптимальный вариант - идти четвертым-пятым в первой пятёрке: у вас будет достаточно времени на подготовку (сорок-пятьдесят минут, пока будет отвечать первые три-четыре человека). Это, впрочем, если и не знают, то чувствуют многие абитуриенты или студенты, и желающих пойти первыми, как правило, более чем достаточно. Поэтому приходите к входу в учебный корпус, где будете сдавать экзамен, пораньше. Расположение неизвестной вам аудитории полезно бывает выяснить заранее.

Подготовка к ответу.

Это сложный и важный этап экзамена. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у васхорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться.

Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого!

Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.

Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание - трудный и сложный процесс. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

Если же вы подготовились не очень тщательно или если вопрос не предполагает прямого ответа, а является комплексным, то, как правило, вы будете вспоминать ответ частями: то, всплывает часть определения, а то уже и вспоминать будет некогда. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу - пропустите место и вернитесь к этому позднее. Если вам нужно подготовить ответ на целый вопрос, а время уже на исходе, то составьте хотя бы краткий план ответа.

Никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Этим вы лишаете преподавателя возможности выбирать, какую форму ответа - письменную или устную - ему оценивать удобнее, и выказываете некоторую ленивость со своей стороны.

Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа. Если вы, например, отвечаете на вопрос "Первые пятилетки", то, кроме общей картины событий и обзора сложившихся тенденций, всегда полезно привести несколько цифр. Конечно, ключевые цифры нужно знать и не брать их с потолка, так как их наверняка знает преподаватель. Но второстепенные показатели - целиком и полностью дело вашей фантазии. Вас никто и никогда не станет опровергать. Во-первых, экзаменаторы не так много знают, как вам кажется. То есть, конечно, они знают многое, но не всё. Во-вторых, в разных пособиях даются разные цифры, и вы всегда сможете утверждать, что прочитали это в учебнике Сидорова за 1988 год или в прошлом номере журнала "Знание - сила". Однако здесь необходимо соблюдать чувство меры. Руководствуйтесь здравым смыслом и не возбуждайте подозрений.

Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот - раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.

Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок "одним глазком" заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы "одним глазком" заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по крайней мере, минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки - чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слове, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента экзаменатор просто не в состоянии.

И ещё один совет. Даже если вы отлично знаете вопрос и составили только план ответа - всё равно запишите несколько первых фраз. Это вам не помешает, тем более, когда времени у вас ещё остаётся предостаточно.

Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. Дело в том, что содержание вопросов, особенно по общественным дисциплинам, очень сильно пересекается, и иногда бывает достаточно послушать своего предшественника, чтобы значительно обогатить свой ответ.




ВЫ СОБРАЛИСЬ НА ЭКЗАМЕН?

Вы собрались на экзамен? Проверьте, не забыли ли вы вызов на экзамен, часы, запасную ручку. На экзамен лучше прийти несколько раньше, чем опоздать. Если вы все же опоздали - по уважительной причине - или заболели в день экзамена, то вам следует незамедлительно обратиться к ответственному секретарю приемной комиссии. Он постарается решить возникшие проблемы.

Если вы не хотите попасть в стрессовую ситуацию во время экзаменов, учитесь управлять своими эмоциями, приучите мозг и тело расслабляться по команде. Вот несколько самовнушений, полезных при сдаче экзаменов:

я могу расслабиться;
я могу контролировать свое состояние;
я могу сконцентрироваться на занятиях;
я могу показать лучшее, на что способен.

Благодаря относительному раскрепощению мозга при расслаблении, повышается гибкость мышления, мозг четче и эффективнее справляется с командами, которые человек посылает самому себе. Для овладения техникой расслабления вам требуется позаниматься по несколько минут в день в течении 2 - 3 месяцев.

Не забывайте: все время, пока идут вступительные экзамены, вы должны хорошо питаться. Иначе ваш организм может просто не выдержать умственных перегрузок.

Постарайтесь, чтобы ваш ответ на устном экзамене был четким, по существу, стройте его по определенной схеме. Если на экзамене вам кажется, что вы не знаете или не помните, не теряйтесь: постарайтесь успокоиться, собраться с мыслями, поищите подсказку в методичке, лежащей перед вами, или в вопросах преподавателя - вглядитесь и вслушайтесь внимательно. Не молчите, помните; будущий специалист в любой сфере должен быть общителен и находчив. Преподаватель непременно это оценит и учтет. Умейте подать себя.

Если вы не согласны с экзаменационной оценкой и считаете, что заслуживаете более высокой - не стоит слишком категорично спорить с преподавателем - при желании он всегда сможет доказать свою правоту.

Если вы не набрали проходной бал, не торопитесь забрать документы. Дождитесь, пока будут вывешены списки зачисленных в учебное заведение: вдруг ваш прогноз окажется ошибочным.

Если все же вы не поступите - не отчаивайтесь, у вас все еще впереди.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА !!!





КАК СБРОСИТЬ НАПРЯЖЕНИЕ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ



Чтобы научиться владеть своими эмоциями, важно научиться снимать напряжение, т. е. расслабляться. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание, даёт возможность оценить ситуацию и сосредоточиться. Если Вы знаете за собой такие качества, как робость в незнакомой обстановке или чрезмерно сильное волнение перед каким-либо ответственным делом; не знаете, куда девать руки, как преодолеть "деревянную" походку, распрямить налитые свинцом плечи, - то это значит, что Вам необходимо научиться снимать "мышечный зажим". Попробуйте дома сделать следующее:

поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела;
руки сожмутся в кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет, - неприятное состояние;
в нём надо пробыть 5 секунд, после чего скомандуйте мысленно себе "сброс" ! и моментально сбросьте с мышц напряжение;
проделайте это 3-4 раза подряд, и Вы почувствуете не только приятное ощущение расслабленной мускулатуры, но и каждую мышцу в отдельности.

Теперь представьте, что Вы стоите перед дверью аудитории, в которой будет проходить экзамен. Вам надо войти и сказать: "Здравствуйте", а Вы чувствуете себя неуверенно:

встаньте перед любой дверью Вашей квартиры и проделайте упражнения на расслабление и сброс;
сразу же после сброса сделайте глубокий вдох, одновременно откройте дверь, войдите и на входе произнесите: "Здравствуйте";
попытайтесь сформулировать для себя положительную психологическую установку на то, что Вас ждёт за этими дверями.

Конечно, стоять перед настоящей дверью и напрягать все мышцы Вы не будете, представьте как это будет выглядеть со стороны. После ряда упражнений будет достаточно лишь немного напрячь мускулатуру, Ваше тело всё "вспомнит" и после мысленной команды "сброс" послушно подчинится Вам.

Очень важно, готовясь к экзамену, позитивно настраиваться на предстоящие события. Вообразите себя спокойным и полностью владеющим собой, с лёгкостью отвечающим на все вопросы, уверенно защищающим свою точку зрения. Переход мыслей в позитивное русло приведёт Вас к успеху!






КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ВОЛНЕНИЕ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Перед экзаменом:
Готовьтесь!Тщательно изучайте материал
Не бойтесь приближения экзамена:Рассматривайте экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную Вами работу
Хорошо выспитесь в ночь перед экзаменом
Отведите себе время с запасом, особенно для дел, которые надо выполнить перед экзаменом, и приходите на экзамен незадолго до начала
Расслабьтесь перед экзаменом
Не старайтесь повторить весь материал в последнюю минуту
Не ходите на экзамен с пустым желудком.Возьмите конфету или что-нибудь другое, чтобы отвлечься от волнения


Во время экзамена:
Внимательно прочитайте задание
Распределите время на выполнение задания
Сядьте удобно
Если Вы не знаете ответа, пропустите этот вопрос и приступайте к следующему
Если Вы проходите тест-эссе и не можете ответить на весь тест, выберите вопрос и начинайте писать. Это может дать толчок к формированию ответа.
Не паникуйте, когда студенты начинают сдавать свои работы. Те, кто первым выполнил задание, не получат за это дополнительных очков.




ПОДГОТОВКА

Только собираешься взяться за учебники? В таком случае усвой следующее. Записываться на подготовительные курсы - уже не сезон. То немногое, что они смогут дать, затеряется в куче совершенно ненужной информации. А времени фильтровать базар у тебя нет. Единственное, что еще можно сделать, так это обзавестись репетиторами. Тот, кто станет экзаменатором и введет в курс дела. Тебе не придется париться, уча Сумарокова, если в билетах есть только Ломоносов. Можешь устроить себе самостоятельный интенсив. Это чуть менее эффективно, но все-таки полезно. Волю в кулак, телефон из розетки. Вперед.

Нервы

Экзаменов боятся все. Первое желание - наглотаться успокаивающих. Но валерьянка, валокордин, не говоря уж о более серьезных средствах, успокаивают не только нервы. Они затормаживают все процессы в организме. В тот момент, когда мозг должен был бы работать на максимальной скорости, он будет лениво искать разницу между бричкой Чичикова и "Шинелью" Гоголя. Результат - полное спокойствие при оглашении провального балла за экзамен.

Отложи пузырьки на случай несчастной любви. Самостоятельные барышни не уходят от проблем. Они решают их, не прибегая к таблеткам или чужой помощи. Начитавшись модной в этом сезоне японской литературы, они знают, что путь каждого человека - встреча с малопривлекательной девушкой с косой, и потому проживают каждый день как последний. И действительно, стоит ли беспокоиться о каком-то там экзамене? Особенно, если по дороге в институт тебе на голову может свалиться кирпич.

Время

Крутым из голливудских блокбастеров зачастую не хватает пары мгновений, чтобы удачно завершить спецоперацию. Предстоящий экзамен влегкую предоставит тебе возможность побывать в роли Брюса Уиллиса или Тома Круза. С одной лишь разницей - если в многобюджетных лентах с этого эпизода все только начинается, то в твоем "фильме" закончится попытка покорить выбранный вуз. Отмотай пленку назад. Найди момент, где ты идешь брать билет. Не кажется ли тебе, что именно в это время можно повлиять на финал?

Перед тобой, как у витязя на распутье, три пути. Рано пойдешь - не успеешь подготовиться. Поздно - нарвешься на уставшего и очень злого преподавателя. А вот если в середине пристроишься - и время вспомнить все будет, и экзаменаторы озвереть не успеют. Так что беги, абитура, беги, занимай выгодную позицию. И помни: в реальной жизни ты можешь выбрать всего один путь.

Подсказки

Вытянув билет, ты получаешь самую мощную подсказку из "стана врагов". В грамотно сформулированных вопросах содержится 1/3 всего необходимого для ответа материала. Соединив его с полученной из атласов и карт (эти весьма полезные вещи обязательно будут лежать на экзаменах по истории и географии) информацией, ты вполне можешь рассчитывать на твердую тройку, а то и четверку.

Предположим, тебе нужно сдавать историю. И на экзамене по этому необъятному предмету выпал вопрос: "Расскажите о ходе Куликовской битвы. Вскройте причины победы русских войск под руководством Дмитрия Донского и объясните значение этой битвы для русской истории ХIV-ХV веков". Смело можешь писать на своем листке, что Куликовская битва имела решающее значение для развития всей русской истории. Если это не так, вопроса о значении не было бы. Дальше пиши, что в ней раскрылся полководческий дар Дмитрия Донского (разве его имя вошло бы в билеты, если бы это было не так!). Потом пили к карте, на которой освещен нужный период. Внизу карты есть квадратик, на котором написано: "условные обозначения". Если ты подошла к нужной карте, то одно из них будет значить - 1380 год, Куликовская битва, а ниже черные и красные стрелочки, обозначающие татаро-монгольские (вот ты и узнала, с кем бились!) и русские войска соответственно. Подняв голову вверх, ты обнаружишь, что искомое сражение дано на врезе в карту. По нему можно не только рассказать весь ход битвы, но и узнать ее точную дату, имена некоторых русских полководцев и даже то, что полководцем противников был хан Мамай. Остается только додумать причины победы русских войск, Но здесь уже придется самостоятельно напрячь репу.

Обращаться за помощью к приглянувшемуся товарищу по несчастью не стоит. Здесь ты - его конкурентка. Завалишься ты - может быть, он поступит. Так что из соображений искренней нелюбви к родной российской армии он может снабдить тебя таким ответом, что все экзаменаторы еще долго будут рассказывать об абитуриентке, которая сказала, что Куликовская битва была выиграна благодаря подоспевшей помощи дружин Михаила Кутузова.

Ответ

Запомни. Твоя цель - не пороть все, что знаешь, а внушить, что ответ целиком исчерпывает заданную тему. Добиться этого можно, только грамотно выстроив свой рассказ. Любой ответ состоит из "воды" - набора малопонятных фраз на наукообразном языке и сути - пары-тройки эффектных заявлений, приправленных датами, цитатами или примерами. Экзаменатор, перед которым проходят стада абитуриентов, не в состоянии внимательно следить за всем ответом. Согласно законам человеческой природы, он воспринимает лишь первые и последние слова своей жертвы, а на середине отключается.

Исходя из этого, твоя первая фраза должна быть эффектной, но не парадоксальной. Если преподаватель услышит, что Шекспир - на самом деле женщина, он начнет с интересом слушать и задавать кучу дополнительных вопросов.

Лучше всего начать с оглашения плана ответа и затем плавно перейти к базовым для твоего вопроса понятиям. В любой науке (на уровне вступительного экзамена) их не больше двадцати-тридцати, не ленись, выучи. Дальше можешь спокойно "лить воду".

Когда все уже произнесено, выведи препода из транса чем-то вроде: "И в заключение я бы хотела подвести итоги". После этого внимательно относись к каждому своему слову. Если по первым фразам экзаменатор составлял о тебе впечатление, то сейчас он решает, какую оценку тебе поставить. Никаких глупостей и оговорок. Можешь опять перечислить пункты плана, но теперь уже не ограничиваясь простым перечислением, а давая некоторые пояснения к ним. Выводы, сделанные без нарушения законов элементарной логики и произнесенные уверенным голосом, обеспечат нужный балл.

Допвопросы

Даже без запинки ответив на свой билет, будь готова к дополнительным вопросам. Все преподаватели делятся на тех, кто любит "копать" по теме, заявленной в билете, и на тех, кто задает вопросы совсем из другой области. В первом случае тебя могут попросить перечислить поименно всех погибших в Сталинградской битве офицеров. Во втором - спросить о том, когда родился Иван Грозный, после того как ответишь билет, где оба вопроса касались истории ХХ века. Крутить пальцем у виска и призывать к голосу разума бессмысленно. Надо отвечать. Не молчи и не говори: "Я не знаю". Даже когда вопрос не предполагает правильного ответа, морщи репу и проси время подумать. Так ты произведешь впечатление человека вдумчивого и что-то знающего. И вдобавок получишь драгоценные полминуты для того, чтобы попытаться найти правильный ответ. Иногда получается.

Результат

Твоя подруга напевает Земфиру. Кекс никак не может отвязаться от прилипшей строчки из Californication. Только в твоей голове царят определения, понятия и даты. Обнаружив, что значение слова "оксюморон" ты знаешь гораздо лучше, чем последние тенденции мировой моды, не спеши посыпать тыкву пеплом. Пара-тройка вечеринок вернут тебя обществу. А гиперболы и метафоры займут свое место в черепной коробке, где-то между рецептом "Маргариты" и таблицей умножения.



КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

Семь шагов к взвешенному решению.


1. Составить список подходящих профессий


Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии
Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Категория: Статьи | Добавил: cadetmaloyaz (21.01.2009)
Просмотров: 632 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Новый сайт МСШ№1
  • Сайт дневного лагеря
  • Школа с.Аркаул
  • Школа с.Урманчино
  • Школа Янгантау
  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz